Аналитический доклад по итогам года

Информация по итогам работы Агентства гражданской авиации при Министерстве транспорта Республики Узбекистан за 2019 год

Безопасность полетов

В 2019 году общее количество авиационных событий с воздушными судами гражданской авиации Республики Узбекистан составило 22 (в 2018 году имело место 18). Авиационных происшествий за 2019 и 2018 года не было.

Количество авиационных инцидентов с воздушными судами гражданской авиации Республики Узбекистан осталось на прежнем уровне и составило 16  (в 2018г. - 16).

За анализируемый период количество авиационных инцидентов, связанных с отрицательным влиянием «человеческого фактора» осталось на прежнем уровне и составило 6 (в 2018г. - 6).

Основными причинами этих инцидентов явились:

1) Потеря контроля командиром воздушного судна за скоростью и не учет экипажем состояния искусственного покрытия взлетно-посадочной полосы (покрыта слоем осадков в виде снега и слякоти), приведшее к сходу Боинг -767 UK 67008 от 02.03.19г. с полосы (г. С.Петербург).

2) Грубое приземление из-за запоздалых действий экипажа по созданию посадочного положения на Боинг-757 UK75704 от 22.04.19г. в аэропорту «Фергана».

3) Не соответствующие действия экипажа при уходе на второй круг приведшее выходу самолета Боинг-757 UK 75702 за эксплуатационные ограничения по вертикальной перегрузке и приборной скорости полета с выпущенной механизацией крыла в процессе ухода на второй круг 11.08.2019г. в аэропорту «Ташкент».

4) Неправильная регулировка высотного автокорректора карбюратора авиатехником и отсутствия должного контроля со стороны инженера Нукусского участка технического обслуживания АК «САР» приведшее к вынужденной посадке самолета Ан-2 UK 33650 08.09.2019г. в аэропорту вылета «Ургенч».

5) Прекращение взлета экипажем самолета Боинг-767 UK 67002, из-за неправильной установки командиром угла стабилизатора в требуемое положение на взлете 02.11.2019г. в аэропорту «Сеул».

6) Касание взлетно-посадочной полосы хвостовой пятой самолета Боинг-767 UK 67001 из-за не выдерживание пилотирующим пилотом скорости полета при выполнении выравнивания и посадки, а также превышение экипажем максимального рекомендованного угла тангажа на пробеге после касания взлетно-посадочной полосы 03.11.2019 г.
в аэропорту «Навои».

Количество авиационных инцидентов, связанных с отказом авиационной техники незначительно увеличилось и составило 3 (в 2018г. - 2).

Отказы авиационной техники произошли из-за конструктивно-производственных недостатков воздушных судов.

Количество авиационных инцидентов, связанных со столкновением воздушного судна с птицами в полете значительно уменьшилось и составило 4 (в 2018г. - 7).

За анализируемый период произошло 3 авиационных инцидента, связанных с внешними условиями (метеоусловия). В 2018 году таких инцидентов не было.

Количество повреждений воздушных судов на земле (ПВС на земле) значительно увеличилось и составило 6 (в 2018г. - 2). Из них 3 ПВС на земле связаны с действиями персонала АО «Uzbekistan Airways» и 3 - произошли по вине персонала зарубежных аэропортов («Куала-Лумпур», «Нью-Йорк», «Франкфурт»). За 2018 год оба ПВС на земле были связаны с отрицательным влиянием «человеческого фактора».

Причинами повреждения воздушных судов явились не выполнение в полном объеме персоналом установленных процедур и правил при техническом и наземном обслуживании воздушных судов.

Анализ количества и характер авиационных событий, происшедших в 2019 году, в целом свидетельствует об удовлетворительном состоянии безопасности полетов в гражданской авиации Республики Узбекистан.

Агентством гражданской авиации проводится работа по повышению качества, проводимой профилактической работы в авиапредприятиях, направленной на исключение повторяемости авиационных событий и повышение эффективности принятых мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных при расследовании авиационных событий.

Структура гражданской авиации Республики Узбекистан

В настоящее время в Республике Узбекистан осуществляют свою деятельность 3 (три) авиакомпании, 11 (одиннадцать) аэродромов, 2 (два) Учебно-тренировочных центра, 5 (пять) организаций по техническому обслуживанию авиационной техники и 3 (три) ремонтных предприятия гражданской авиации.

Сертификация объектов гражданской авиации

За отчетный период Агентством «Узавиация» проведено 10 (десять) сертификационных проверок:

  • 3-х аэродромов «Карши», «Навои» и «Ташкент-Южный» для продления сертификата аэродрома;
  • 3-х авиакомпаний (НАК "Ўзбекистон ҳаво йўллари", ГУП авиакомпания «САР», ООО МАПП «AGRO-PARVOZ») для продления сертификата эксплуатанта;
  • 1-го Негосударственного образовательного учреждения «Доступное небо»;
  • 2-х организаций по техническому обслуживанию воздушных судов (АП «UAT» и ООО «AnRad-AERO») для продления срока действия Сертификата;
  • Врачебно летно-экспертной комиссии МСЧ ООО «Islom Karimov nomidagi Toshkent Xalqaro Aeroporti» с целью продления свидетельства о назначении ВЛЭК.

Выдано: 3 сертификата эксплуатанта, 1 сертификат авиационного учебного заведения, 5 свидетельств о регистрации гражданских воздушных судов и 72 сертификата летной годности, 4 сертификата на радиооборудование, 4 сертификата по шумам на гражданские воздушные суда, 199 свидетельства авиаперсонала гражданской авиации и продлено
745 свидетельств.

Надзор и контроль за безопасностью полетов и авиационной безопасностью

Агентством «Узавиация» проведено сто двадцать три инспекционных проверок организаций гражданской авиации Республики Узбекистан:

  • семи аэродромов – «Термез», «Фергана», «Наманган», «Самарканд», «Ургенч», «Нукус» и «Бухара»;
  • одного учебно-тренировочного центра - НАК «Узбекистон ҳаво йуллари»;
  • трех организаций по техническому обслуживанию воздушных судов – ООО «УЗРОСАВИА», ООО МАПП «AGRO-PARVOZ», авиакомпания «САР»;
  • семи организаций, эксплуатирующих беспилотные летательные аппараты «НТРК», ГУП «Геоинновационный Центр», Министерство Культуры Республики Узбекистан, ГУП «Узгашклити», Медиацентр «ЗИЁ», ГУП «Геоинформкадастр» и «Узбекозиковкатхолдинг».

Кроме того, проведено:

  • пятидесяти трех инспекционных проверок воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты в Республику Узбекистан;
  • десяти инспекционных проверок тренажерных комплексов воздушных судов (КТС) из них 1 тренажерный комплекс вертолета КТВ Ми-8 (г. Санкт-Петербург):
  • шести инспекционных проверок на маршруте экипажей АО «Uzbekistan airways».

Проведены тридцать шесть проверок состояния режимно-охранных мер и обеспечения авиационной безопасности в организациях и предприятиях гражданской авиации:

  • обзор состояния авиационной безопасности - 3;
  • инспекционная проверка состояния авиационной безопасности - 8;
  • испытание систем авиационной безопасности (тестирование) - 11;
  • участие в инспекции ВС иностранных авиакомпаний - 11;
  • внеплановые проверки состояния авиационной безопасности - 3.

Проведено 48 заседаний ЦВЛЭК, комиссией вынесено окончательное медицинское заключение 95 авиаперсоналу. Проведена экспертная оценка 488 медицинских заключений ВЛЭК.

Выдано 212 разрешений на размещение объектов в районах аэродромов гражданской и экспериментальной авиации, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов.

По результатам выполненных проверок и выявленных несоответствий составлены и утверждены Планы мероприятий с конкретными сроками их устранения.

Совершенствование нормативно-правовой базы

В целях совершенствования нормативной базы гражданской авиации разработаны проекты правил в новой редакции:

  • Положение о порядке сертификации аэродромов гражданской и экспериментальной авиации Республики Узбекистан;
  • Положение о порядке сертификации учебных заведений авиапредприятий гражданской авиации Республики Узбекистан;
  • Положение о порядке выдачи свидетельств авиационному персоналу гражданской авиации Республики Узбекистан;
  • Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение разовых полетов эксплуатантам воздушных судов гражданской авиации иностранных государств;
  • Данные Положения будут утверждены решением Правительства.

Также разработан проект постановления Кабинета министров Республики Узбекистан об утверждении:

  • Положения о порядке использования и хранения беспилотных летательных аппаратов в гражданской и государственной авиации Республики Узбекистан;
  • Положения о порядке подачи ходатайства на временный ввоз, хранение и использование беспилотных летательных аппаратов на территории Республики Узбекистан;
  • Положения по производству аэросъемочных работ на территории Республики Узбекистан с использованием воздушных судов.

С целью приведения в соответствие со статьей 8 Закона Республики Узбекистан «О государственном языке Республики Узбекистан» переведен на государственный язык технические документы:

  • Авиационные правила Республики Узбекистан «Методы медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации» (АП РУз-69);
  • Авиационные правила Республики Узбекистан «Правила государственного учета экспериментальных воздушных судов Республики Узбекистан» (АП РУз 46).

Утверждены постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 06.02.2019 г. №194 изменения в Положение о порядке выдачи свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна.

Предстоящие задачи

  1. Утверждение Правительством проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по упорядочению использования беспилотных летательных аппаратов в Республике Узбекистан».
  2. Утверждение Правительством проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на выполнение разовых полетов эксплуатантам воздушных судов гражданской авиации иностранных государств».
  3. Утверждение Правительством проекта постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг в гражданской авиации.
  4. Участие в разработке, согласовании и внесении в Кабинет Министров проекта Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Воздушный кодекс Республики Узбекистан» предусматривающие упрощение возможности использования авиации (в том числе вертолётов) Республики Узбекистан над населенными пунктами.
  5. Участие в разработке, согласовании и внесении в Кабинет Министров проекта Правительственного решения «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан», имеющие гриф ДСП.
  6. Разработка и внесение в Министерство транспорта Республики Узбекистан проекта изменений и дополнений в нормативно-правовые акты предусматривающие полеты воздушных судов над населенными пунктами и требования к вертодромам.
  7. Реализация рекомендаций аудита ИКАО по авиационной безопасности в гражданской авиации Республики Узбекистан.
  8. Постоянный надзор за обеспечением безопасности полетов и контроль по обеспечению показателями авиапредприятиями приемлемого уровня безопасности полетов.
  9. Завершить переработку всей нормативной базы гражданской авиации в связи с образованием Министерства транспорта Республики Узбекистан и Агентства «Узавиация».

Скачать Информацию по итогам работы Госавианадзора за 2019 год

Дата обновления страницы: 15.10.2020 15:44:20

Версия для печати